Терапевтическая группа посвящена исследованию чувства стыда.


«Кажется, что стыд и вина постоянно вторгаются в мир алкоголиков и в их семьи. Отношения между этими двумя чувствами и химической зависимостью весьма сложны.
Стыд – это “болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа», тогда как вина – это “болезненное состояние осознания, которое сопровождает свершившееся или замысленное попрание субъектом общественных ценностей и правил”.
Брюс Фишер уверен, что индивид может в конце концов “подружиться” со своим стыдом (Fischer, 1987). Поначалу клиентам очень трудно представить такое интригующее утверждение, потому что они рассматривают стыд как врага, которого можно только победить или обратить в бегство. Многие клиенты переживали страшное унижение; они ни за что не хотят больше встречаться со своим стыдом после таких опустошительных событий. Они не понимают, что умеренный стыд – нормальный аспект жизни, или что он может даже вести к углублению психологической и духовной жизни.

Терапевтическая группа посвящена исследованию чувства стыда.


Алкоголики должны осознать, что они могут выжить, столкнувшись со своим стыдом, когда они трезвы. Многие химически зависимые люди используют алкоголь или наркотики для защиты от стыда. Их страх таков: если они встретятся со своим стыдом, будучи трезвыми, они будут опустошены и, возможно, разрушены’ им. Их невозможно в этом переубедить. Терапевт никаким образом не может гарантировать алкоголику, что тот не будет сокрушен, если решит встретить свой стыд с поднятой головой. Терапевт может обещать, что останется с алкоголиком, поддерживая и успокаивая его, когда он встретится с “дьяволом” своего воображения.
Не всякий стыд исходит из родительской семьи. Иногда он является результатом текущих межличностных отношений. Например, критичный супруг увеличивает стыд партнера, периодически указывая на ошибки в его поведении, а возможно, и в его личности вообще. Чувство стыда также может быть и позитивным сигналом для человека, что он делает что-то, что не соответствует его собственному ощущению себя.
Тем не менее, во многих случаях клиенты в настоящем чувствуют стыд, который можно проследить до унизительных посланий, которые они получили еще детьми. Терапевт может помочь клиенту исследовать эти послания, будучи взрослым, и отсортировать их иррациональные аспекты. Клиент может легче освободиться от чувства дефективности, связав свой нынешний стыд с теми старыми, просроченными посланиями.
Обычно стыду сопутствуют шесть защит: отрицание, ярость, уход, перфекционизм, высокомерие и бесстыдство.
Когда стыд ощущается на умеренном уровне, индивид мотивируется им на исследование как своего специфического поведения, так и своего общего понятия о себе. Умеренно стыдящийся индивид, принявший вызов, в конце концов изменит свой подход к жизни, чтобы чувствовать себя лучше и быть в большей степени частью человеческого сообщества. Когда стыдящийся человек использует стыд таким образом, он переживает обновленные чувства человечности, смирения, скромности, автономии и компетентности.

Терапевтическая группа посвящена исследованию чувства стыда.


Клиент не сможет оценить этого позитивного потенциала своего стыда, пока он тонет в переполняющем отчаянии или пока штурмует вершины перфекционизма и грандиозности. Первая задача терапевтических отношений – облегчить такие парализующие аффекты и убеждения. Однако, когда стыд в достаточной мере смягчен, чтобы приступить к теме без трепета, терапевт может изложить модель умеренного стыда,
Вместо старания уничтожить стыд, клиент может научиться использовать его в конструктивных целях. Он может прекратить спрашивать себя, что, ему нужно делать, чтобы не быть покинутым, и начать спрашивать, что он может сделать, чтобы полнее принадлежать к человеческому роду. Он может сфокусироваться на том, как он может быть компетентным, вместо концентрации на том, в чем еще он может потерпеть неудачу
Подавляющий стыд часто коренится во взаимодействиях в родительской семье. Будучи взрослым, клиент имеет право отвергнуть некоторые продуцирующие стыд послания, полученные им, так как они не соответствуют его нынешнему понятию о себе. Но что-то должно заменить эти старые образы. Выздоравливающий клиент нуждается в формулировании позитивного понятия о себе, укорененного в твердой уверенности в своем ОСНОВНОМ праве на существование в качестве независимой личности, глубоко связанной с обществом. Такой индивид нуждается в уверенности, что он принадлежит к человеческому роду, что он уникален, но не чужд. Как часть этого процесса, он нуждается в осознании, что все части его могут быть приемлемы для него и для других. Один из аспектов себя, которые он должен принять – это способность чувствовать стыд. Стыд – это только чувство, а не чудовище. Хороший стыд позволяет личности подтвердить свою человечность и так же ценен для индивида, как его чувства радости, страха или гнева.
Другой способ размышлений об умеренном стыде — такой, где фокус внимания перемещается с того, как другие судят тебя, на то, как ты сам себя судишь. Индивид, научившийся принимать умеренный стыд, – это тот, кто отвергает несправедливые унизительные обвинения других, чтобы справедливо и умеренно оценить свое собственное поведение.»
(выдержки из книги Potter-Efran Стыд вина и алкоголизм).
Практическое упражнение «Маска». Участники делают сначала рисунок, маску, которая расскажет о том, как они думают другие люди (а может быть какой-то конкретный человек) видят его. Затем участники делают второй рисунок (маску), как я вижу себя изнутри (мое представление о себе). Затем с каждым участником проводилась мини терапия на группе, с разбором рисунков. Для многих (возможно даже для всех) участников, это была первая встреча со стыдом, который не хотелось осознавать, видеть. Возможность пережить этот стыд в сопровождении психолога, и при эмпатическом принятии группы, помогла участникам прикоснуться и проживать это не простое чувство стыда, а также появилась готовность и дальше пойти в исследование не прожитых чувств, которые всплыли в процессе исследования рисунка в терапии.

Яндекс.Метрика Scroll Up